8 января члены ультраправой организации С14 блокировали Киево-Печерскую лавру. Как заявили националисты, это только начало — следующие акции будут более масштабными и продолжительными. Отметим, что представители С14 и до того не раз становились участниками различного рода скандалов и уголовных дел.
От «Свободы» до убийства
О существовании ультраправой группировки С14 стало известно еще в 2013 году. Тогда ее участники чуть не подвели украинский футбол под санкции ФИФА из-за расистских выходок футбольных фанатов – участников группировки.
Члены группировки активно участвовали в деятельности националистической партии «Свобода». Ее лидер Евгений Карась был помощником нардепа от «Свободы» Андрея Ильенко. А на выборах в Киевсовет в мае 2014 года Карась баллотировался от «Свободы» по 10 округу.
Во время Майдана Евгений Карась был одним из «комендантов» здания Киеврады. В одном из интервью он сообщил о захвате в плен сотрудников милиции. 24 января 2014 года Карася официально объявили в розыск:
По данным СМИ, С14 обвиняли в пытках людей. Однако это дело после Майдана, как и многие другие подобные, было прекращено.
Также известно, что члены организации участвовали в столкновениях 18 февраля с «Беркутом» в центре Киева, после чего, как рассказывают националисты из других организаций, несколько дней прятались в канадском посольстве.
Но самое громкое дело, где фигурируют члены С14, – убийство 16 апреля 2015 года украинского писателя и журналиста, бывшего шеф-редактора газеты «Сегодня» Олеся Бузины.
О задержании по обвинению в этом убийстве участников С14 Медведько и Полищука 18 июня 2015 года заявил в своем Фейсбуке министр МВД Арсен Аваков. Позже в комментарии он сообщил о задержании третьего участника, без указания фамилии, которого подозревали в организации убийства:
Как сообщали впоследствии «Новости Донбасса», вождь С14 Евгений Карась считает, что когда глава МВД сообщал о «третьем подозреваемом», речь шла именно о нем. А причастными к убийству Олеся Бузины Карась считает сотрудников МВД.
Однако впоследствии «третий подозреваемый» (который, по словам Авакова, был причастен к организации убийства, то есть ключевой человек) из расследования исчез. Сейчас в убийстве Олеся Бузины обвиняются только двое участников группировки С14 Медведько и Полищук. Дело об убийстве Бузины рассматривает Шевченковский суд столицы. Причем, в обвинительном акте не фигурируют уже ни заказчики, ни организаторы преступления. По версии следствия Медведько и Полищук якобы сами по себе подготовили и осуществили убийство писателя из-за идеологической враждебности к нему.
При этом, как мы уже писали, есть много свидетельств того, что организатор и заказчики все-таки были, но их еще в самом начале расследования по каким-то причинам вывели из дела. Как сообщают источники в правоохранительных органах, организатором мог быть некий деятель, авторитетный для Полищука и Медведько, который и принял заказ на убийство писателя от неустановленных лиц. А два подозреваемых просто исполнили приказ организатора преступления, выступив в качестве исполнителей.
Деньги из бюджета, «крыша» от СБУ
Не исключено, что свершившиеся метаморфозы с делом Бузины, а также с многими другими делами, в которых фигурировали С14 и Евгений Карась произошли благодаря их покровителям в спецслужбах и органах госвласти.
В конце ноября прошлого года «Страна» опубликовала расследование, где выяснила, что государство напрямую финансирует структуры, связанные с С14. В частности, в 2016 году почти 200 тысяч из бюджета Киева получила «Освітня асамблея». Деньги были потрачены на закупку офисной техники и оборудования для уличных акций. Эту организацию поддерживает также Министерство молодежи и спорта.
Поддержку от государства получил также «Союз ветеранов войны с Россией». Его учредили обвиняемый в убийстве Олеся Бузины Денис Полищук вместе с Евгением Карасем и Николаем Полищуком.
После публикации расследования радикалы из С14 напали на главного редактора одного из украинских изданий Игоря Гужву. Нападение произошло 25 декабря на митинге против мягкого приговора Юрию Крысину, которого обвиняют в убийстве журналиста «Вестей» Вячеслава Веремия.
Ранее представители этой же организации нападали и на журналиста NewsOne Руслана Коцабу.
Большой скандал вызвало и признание лидеров С14, что они устраивают свои акции, которые часто переходят в избиения, по наводке спецслужб.
А один из известных националистов — Дмитрий Резниченко, прямо обвинил Евгения Карася в работе на СБУ.
«Во-первых, 18-го февраля 2014 года, когда ты дал приказ своей сотни убегать с Майдана и прятаться в канадском консульстве, ты сказал тогда, что тебе позвонили СБУшники и предупредили, что будет расстрел и полная зачистка площади. Я долго думал над твоими словами, и знаешь, к какой мысли пришел?.. Что мне почему-то не звонят из СБУ, не дают предупреждений и приказов. А тебе звонят», — написал Резниченко.
Вторая причина в том, что по словам Резниченко, Сергей Силантьев, сотрудник центра «Миротворец» в частной беседе прямо назвал Карася агентом СБУ. «А «миротворцам» в этих вопросах я привык верить», -пишет активист.
«В-третьих, потому что когда СБУ поступило заказной налет на штаб «Автономного Сопротивления» во Львове, ты синхронно со «службой» начал топить «автономов», бегая по интернету и повсюду разбрасывая «доказательства» их «сепаратизма» — зафотошопленные, подтертые, перевранные. Это была последняя капля. Так, у нашего СБУ есть привычка всех подряд называть «агентами кремля», но лепить эту кличку на ребят, которые вместе с Кольченко и Сенцовым боролись против москвинов в оккупированном Крыму — всему есть предел, Женя», — заявляет Резниченко.
Он отмечает, что эти перечисленные причины — весомые, но не единственные. «Погибший Орест, которым ты клянешься через слово, ушел из твоей организации еще в 2013-м году именно за то, что вычислил твою сотрудничестве с СБУ и не хотел после этого иметь с тобой дело. О его мотивах подтвердят наши общие знакомые (ты знаешь, о ком я)», — сообщает активист.
«Для тех, кто не в курсе — это открытое письмо адресовано Евгению Карасю, руководителю организации С14, к которой я принадлежал несколько лет, вплоть до самого конца Майдана. Хорошие были годы — и так паршиво закончилось. Жаль», — написал Резниченко.
Вскоре после публикации этого поста Резниченко сильно избили. Он заявил, что на него напали люди из С14.
Но все эти «подвиги» не снизили уровень взаимодействия радикалов из С14 с государственными органами Украины. Наоборот, оно идет по нарастающей. Так, сейчас националистов хотят превратить в официальную силовую структуру при Киевской городской госадминистрации, передав ей функции «муниципальной вары» в одном из районов столицы.
А в начале года С14 отметилось блокадой Лавры. Причем тогда ряд оппозиционных политиков (в частности депутат Михаил Добкин) заявил, что за этой акцией стоят представители власти и руководство спецслужб.
Впрочем, каких-либо комментариев от СБУ по этому поводу не было. А вскоре после акции радикалов у Рады спецслужба открыла уголовное производство. Но не против С14, а по факту якобы разжигая межрелигиозной вражды священниками Украинской православной церкви.
Пьяное вождение – без наказаний
Видимо, неофициальной поддержкой госструктур можно объяснить и то, что в последнее время лидеру С14 удавалось выходить сухим из воды, когда он имел проблемы с законом.
Так, 26 августа прошлого года Евгений Карась был остановлен сотрудниками полиции за рулем «Опеля» на Набережной Победы города Днипро (бывший Днепропетровск). Освидетельствование на месте показало наличие алкогольного опьянения. Эти факты изложены в постановлении Октябрьского районного суда города Днепропетровска:
В этом постановлении указан адрес, по которому зарегистрирован вождь С14. Там же имеют юридический адрес сама организация С14, а также «Союз ветеранов войны с Россией».
В данном постановлении речь идет именно о Евгении Карасе – это указано в отчете об автоматическом распределении дела Октябрьского райсуда г.Днепропетровска:
В этом суде с «недекоммунизированным» названием вождю националистов удивительно повезло. Суд вообще закрыл дело об административном правонарушении.
Судья в постановлении указал, что алкотестер, которым полицейские проверяли наличие алкоголя, якобы не внесен в список технических средств, которыми ГАИ может проверять нарушения ПДД. Также суд решил, что у полиции отсутствуют сертификат соответствия и свидетельство о поверке алкотестера. В итоге Евгений Карась избежал наказания за вождение в пьяном виде:
Данное постановление полиция не обжаловала. Хотя ее фактически обвинили в использовании незаконных алкотестеров.
Второй раз Евгений Карась попался на пьяном вождении в Киеве. 23 октября в Подольский райсуд столицы поступил протокол о привлечении Евгения Карася к админответственности по статье 130 Админкодекса «Управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения». Согласно отчету об автоматизированном распределении, рассматривать дело должен был судья Отвиновский:
Однако, на момент выхода статьи, никаких следов рассмотрения дела в реестре судебных решений мы не обнаружили. Поскольку сроки рассмотрения дела прошли, по всей видимости, Евгению Карасю и в этот раз удастся избежать наказания за пьяную езду.
Еще Евгений Карась 22 ноября 2016 года был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 122 КУоАП. Эта статья предусматривает штрафы за превышение скорости, езду по тротуарам и прочие нарушения Правил дорожного движения. Нарушитель подал жалобу на этот штраф, но суд отказался ее рассматривать из-за нарушения сроков обжалования.
Почему можно судить по национальности
Напоследок – несколько слов о мировоззрении вождя ультраправых. В 2011 году Евгений Карась закончил Киевский национальный университет им. Т.Шевченко по специальности «магистр философии». А весной 2013 года в интервью «Левому берегу» он обнародовал свои философские концепции.
По его словам, у него есть система ценностей – национализм. «Если речь идет, например, о представителях крупных экономических групп, которые являются евреями, то они являются такими же националистами, как и мы. Конечно, я отношусь к ним не очень хорошо» – сообщил Карась в интервью.
«Например, к русскому в России у меня будет нейтральное отношение, а к русскому где-то в Центральной Украине – нет. Это будет отношение по национальному признаку. <…> Я не разделяю либерального взгляда на то, что нельзя судить по национальности. Конечно, можно судить.