Артур Палатный. Криминальная тень Кличко

  • 16 января 2018, 9:54
  • 5166

В его электронной декларации вы не найдет ничего, кроме дюжины швейцарских часов, нескольких золотых брошей супруги и скромных полутора миллионов гривен наличностью.

По какой-то причине Артур Палатный решил умолчать о том, что является основным совладельцем таких известных всему Киеву заведений, как клуб «Рио», рестораны «Мандарин» и «Дежавю», и даже ресурса «Ukr.net».

Может быть потому, что с ними связано прошлое Палатного, которое он хотел бы забыть? Однако отделаться от него не так и просто, ведь жить по-другому он просто не может.

Вышли мы все из спортзала…

В самом центре украинской столицы, по адресу улица Богдана Хмельницкого 30, прямо напротив Национальной оперы, находится известный многим киевлянам «дом Кличко». На первом этаже там находится магазин «Montblanc», торгующий швейцарскими часами и авторучками «линии Кличко», а сбоку, под радужной «гейской» вывеской — вход в скандальный клуб «Рио». А вот на 5 этаже (плюс двухуровневая надстроенная мансарда) размещены квартиры №19 и №20 нынешнего киевского градоначальника и его брата-чемпиона. Виталий Кличко приобрел их еще в 1999 году: по его словам, приобрести себе новую «хату» именно в этом доме он решил «по совету друзей» — ну прямо как Шеф в «Бриллиантовой руке», покупавший себе «Москвич» новой модели. Но на самом деле Виталий Кличко сказал далеко не всю правду, ведь с этим домом он хорошо знаком и тесно связан с самой юности. В советское время в нем, на первом этаже, там, где сегодня находится магазин «Montblanc», находился гастроном №9, а на месте клуба «Рио» его подсобные помещения — наполненные припрятанным дефицитом, который продавал «нужным людям» его директор Леонид Сергеевич Палатный. Да-да, родной отец главного нашего очерка! А еще, как говорят, крестный отец Владимира Кличко.

Дом Кличко. На первом этаже слева – вход в клуб «Рио»

15 июля 1973 году в Киеве родился его сын, Артур Леонидович Палатный. Парень рос крепким и напористым, но совершенно равнодушным к любым наукам, поэтому создал свой авторитет среди одноклассников не умом, а кулаками. Хотя после знакомства с переехавшими в 1985 году в Киев и поселившимися недалеко Виталием и Владимиром Кличко (чей отец был генералом и военным атташе) Артур понял, что есть люди гораздо сильнее его. К счастью для Артура, его новый друг Виталик не отличался большой сообразительностью, в результате чего попал под его влияние. Однако, до поры до времени, дальше глупого озорства фантазия юного Артура ничего не рождала.

Братья Кличко, конец 80-х

В 1990-м году, по окончании Артуром средней школы, у его родителей возникли две проблемы. Первая – как отмазать сына от армии, что, впрочем, было вполне решаемо для директора гастронома. Вторая – куда пристроить оболтуса, и это было намного сложнее. В итоге Артура отправили учиться в провинциальный Переяслав-Хмельницкий педагогический институт на факультет физкультуры. Было весьма иронично, что на этот факультет поступил молодой человек, не попавший в армию по состоянию здоровья. Кстати, вслед за Артуром Палатным в этот же Переяслав-Хмельницкий пединститут, на тот же факультет физкультуры, в 1991 году поступил Виталий Кличко, а в 1992-м его брат Владимир.

В 1994 году Артур Палатный получил диплом физрука – но, разумеется, не стал искать работу по специальности. Ему это было и не нужно, ведь в соседнем с отцовским гастрономом доме по Хмельницкого 32 жил Виктор Иванович Рыбалко, более известный как «Рыбка» — столичный криминальный авторитет, лидер одной из крупнейшей киевской ОПГ. Рыбалко питал особую слабость к чрезмерно крепким молодым парням, окружая себя двухметровыми «шкафами» из числа спортсменов. Разумеется, что мимо его внимания не прошли ни братья Кличко, ни Артур Палатный – тем более, что «дядю Витю» они знали с юных лет. Говорили, что это именно Артур в конце 80-х познакомил «Рыбку» со своими новыми друзьями Виталиком и Володей.

Бригада «Рыбки»

От судьбы закончить лихую, но недолгую карьеру «братана», Артура уберег его отец – затеявший в начале 90-х бизнес в помещении своего бывшего гастронома. Сначала он уговорил коллектив магазина создать ЗАО «Коммерческое торговое предприятие «Театральное» и приватизировать помещение, после чего выкупил долю ЗАО у трудового коллектива и… уволил его восвояси. В бывшем гастрономе начали открываться то цветочный магазин, то рестораны, то игровые залы – и всё они находились под надежной крышей ОПГ «Рыбки». Вот отец и настоял, чтобы Артур работал в семейном бизнесе, а не ездил с бригадой на «стрелки» и «разборки». Что же касается его друзей Кличко, то Рыбалко увидел в них потенциал профессиональных боксеров и с 1996 года решил использовать именно в таком качестве – в качестве спортивных гладиаторов они принесли ему куда больше денег, чем могли бы заработать, выбивая долги из киевских лавочников. Однако впоследствии и Кличко, и Палатный, по понятным причинам, категорически отрицали свои «деловые» связи с Рыбалко: мол, возможно видели мельком, не более!

К концу 90-х Рыбалко начал вписываться в цивилизованно оформленный бизнес: находящиеся под его «крышей» бизнесмены создавали предприятия, в которых Рыбалко получал долю. Так возникло ООО «Игровые технологии», которое учредили Артур Палатный, Давид Наумович Цифанский и Александр Ульянович Булино — причем, последний является дядей братьев Кличко по материнской линии. Затем «Игровые технологии» взяли у ЗАО «Театральное» в аренду помещение бывшего гастронома по Хмельницкого 30, и открыли там казино (для солидных клиентов) и зал с игровыми автоматами (для публики попроще), работавшие до тех пор, пока в Украине не был запрещен игровой бизнес (ушедший в подполье). По этой же схеме, в этом же доме, в 1999 году был открыт ресторан «Дежавю», работающий до сих пор, чьими совладельцами сейчас являются Артур Палатный и Виталий Кличко.

Поэтому то, что одновременно с этим разбогатевший на ниве профессионального бокса Виталий Кличко купил себе квартиру на верхнем этаже данного дома, вряд ли является совпадением. Кличко сделал это не только «по совету друзей».

Девочки, девочки!

В начале нового столетия «Рыбка» сбежал в Голландию, братья Кличко стали мировыми звездами бокса и «визитной карточкой Украины», а за их спиной пока еще неизвестный широкой общественности Артур Палатный активно занимался собственным бизнесом. В 2001 году он стал сопредседателем отцовского ЗАО «Театральное» (в котором по штату числились они с отцом да бухгалтер), которым он сейчас владеет как главный собственник. Как и прежде, фирма существуют исключительно как собственник помещений, сдающая их в аренду фирмам Палатного и его компаньонов. В 2002 Палатный стал совладельцем «плавающего» ресторана «Мандарин» — ставшего одним из главных мест «тусовки» его знакомых и деловых партнеров. Заодно Артур Палатный решил поднять свой общественный статус: в 2004 году он получил (купил?) титул доцента кафедры спортивных дисциплин родного Переяслав-Хмельницкого педагогического университета, а в 2005 году, при помощи Кличко, стал вице-президентом Федерации бокса Киева. Кстати, друзья детства сблизились еще больше после того, как Артур Палатный стал крестным Егора — старшего сына Виталия Кличко.

Артур Палатный со своим крестником

В 2004 году Палатный вложился в высокие технологии: он стал совладельцем холдинга ООО «Укрнет» (Ukr.net), сначала просто предоставлявшего услуги провайдера, а затем усилиями его другого владельца Михаила Комиссарука выросшего в один из крупнейших украинских интернет-ресурсов.

Но «нулевые» для Палатного ознаменовались также разрывом со старыми и сближением с новыми компаньонами. В январе 2005-го в Россию сбежал экс-глава «Нафтогаза» и бывший председатель Государственного управления делами Украины (ДУСи) Игорь Бакай, который еще с 90-х был тесно связан с Виктором Рыбалко рядом совместных коммерческих и криминальных проектов. Соответственно, в чем-то он пересекался и с бизнесом Артура Палатного – не говоря о том, что они были хорошо знакомы. А 12 мая 2005 года в Киеве был убит Виктор Рыбалко, который приехал в Киев получить свои деньги. Позже источник сообщал, что братья Кличко перестали отстегивать «Рыбке» его долю чемпионских гонораров, а Палатный прекратил делиться с ним долей прибыли своего бизнеса. Речь шла о сумме в 40 миллионов долларов, ради которых «Рыбка» пренебрег осторожностью и явился в Киев, желая встретится именно с Палатным – как оказалось, зря. Интересно то, что вскоре после этого новым совладельцем бизнеса Палатного стал Виталий Кличко – поговаривали, что ему каким-то образом отошла доля акций Рыбалко.

А тем временем в 2003-2004 г.г. новым деловым партнером Артура Палатного (и Кличко) стал Вениамин Гоникман – еще одна криминальная фигура Украины, хорошо известная за её пределами. В 1985-87 г.г. он отбывал наказание за совращение малолетних, после чего эмигрировал в США. В середине 90-х он вернулся в Киев и развернул бурную деятельность в сфере секс-бизнеса: в частности, вербуя женщин для вывоза за границу (в Штаты), где им затем предъявляли огромный счет за переезд и заставляли «отрабатывать долг» проституцией. В Украине Гоникман выбирал «товар» разными методами: собирал по объявлениям наивных девушек, мечтавших учиться или работать за границей, а также подыскивал молодых украинок «без комплексов», стремившихся сделать карьеру стриптизерш или богатой содержанки. Последних вербовали по соответствующим заведениям — одними из которых стали клуб «Рио» и «ресторан Мандарин» Палатного и Кличко. Возможно, они были знакомы еще с 90-х, однако тесными партнерами Палатный и Гоникман стали в 2004 году, учредив совместное ООО «АРТ СЕРВИС», а затем и другие предприятия (в том числе с родственниками Гоникмана).

В 2005 году секс-бизнес Гоникмана в США накрыла полиция: его американских подельников арестовали, а сам он, скрываясь от правосудия, «схоронился» в Украине. Гоникман стал крайне острожным: жил в глухом селе на Черниговщине, где отгрохал целое поместье (со зверинцем и 14-ю слугами), в Киев ездил только по делу. А дела у него было два: заниматься секс-бизнесом в Украине, начиная от стриптиз-клубов и заканчивая банальными борделями, и приглядывать за Палатным и Кличко, которым он не доверял. Как потом оказалось, не зря.

Вениамин Гоникман

Именно в результате плодотворных деловых отношений Палатного с Гоникманом (с долевым участием Кличко) и возникла та самая киевская сеть нелегальных борделей и казино, о которой часто рассказывали друг другу киевляне — поминая при этом фамилию Кличко, но ничего не зная о её истинных создателей и руководителях. Имелась также информация, что часть прибыли от этого бизнеса, шла на финансирование избирательных компаний блока «ПОРА-ПРП», лидером которого стал Виталий Кличко. В большую политику его привел еще в 2004 году Виктор Ющенко, однако побороться за власть в Киеве поддержал именно Артур Палатный – понимая, что это сулит их дуэту огромными выгодами, если они возьмут в свои руки столичную недвижимость.

Разумеется, что в «нулевых» заниматься не то что нелегальным, но и просто бизнесом было уже проблематично, не имея сформировавшейся к тому времени «ментовской крыше». У Артура Палатного такая была, и даже более того: он тесно сблизился со многими милицейскими чинами столицы — не зря киевляне говорили, что именно милиция покрывает подпольные казино и проституцию столицы. Однако две фигуры играли для него особую роль. Первым был Константин Брыль, который сначала возглавлял киевский полк ГАИ, потом работал в управлении МВД, затем работал в Управлении внутренней безопасности, в Налоговой полиции, в Гостаможне и даже в контрразведке! Вторым его ангелом-хранителем стал зампрокурора Киева Иван Деревянко, который является настолько охочим до подарков и подношений человеком, что «прикормить» его не составило Палатному труда. Причем, интересно, что выросший до генерал-лейтенанта СБУ (!), а в 2013 году «погоревший» и уволенный с поста начальника Главного следственного управления СБУ, Деревянко в марте 2014-го пытался изобразить из себя «жертву бандитского режима» и восстановится в должности!

Эти связи Артура Палатного в правоохранительных органах очень пригодились ему в 2011 году, когда пришло время избавляться от очередного надоевшего партнера. Через Берлин (где так часто бывали братья Кличко) в Украину пришел официальный запрос от США с просьбой содействия в розыске и задержании объявленного в розыск Вениамина Гоникмана. И буквально уже через несколько дней тот был арестован сотрудниками УБОПа на въезде в Киев, после чего депортирован в Штаты. Однако кинуть Гоникмана так же, как и предыдущих компаньонов Палатного и Кличко, не удалось: не зря он записывал свою долю в предприятиях на жену и её родственников.

Кроме того, возобновив расследование по делу Гоникмана (похищение людей, торговля людьми), ФБР вышла на его украинских партнеров. И вот тут произошло то, что впоследствии определило политическое будущее Кличко и Палатного: американцы не стали портить имидж и карьеру звезде мирового бокса, однако крепко взяли его за причинное место. И уже через несколько месяцев партия Кличко «УДАР» толкнула призыв к объединению всех оппозиционных политических сил страны.

Взгляд с Майдана в завтрашний день

Приход Артура Палатного и Виталия Кличко в Киевсовет открыл им доступ к рынку столичной недвижимости: для начала, как минимум, мешая другим прибирать её к своим рукам. Именно тогда «Блок Кличко», а потом «УДАР», получили имидж защитников столичных парков и детских садов. Однако радость киевлян была преждевременной, да и общегосударственный имидж партии чуть позже потряс скандал, когда в марте 2012 года Анатолий Гриценко заявил, что из «УДАРа» должны уйти люди, тесно связанные с криминальным миром, а после потребовал исключить из избирательных списков партии Артура Палатного.

Скандал удалось замять, в том числе благодаря использованию принадлежащему Палатному ресурса «Укрнета» который убирал из своих поисковиков и новостных баннеров все упоминания про обвинения Гриценко.

В ходе этого из внимания общественности исчезла и другая история: как в ноябре 2011-го в Донецке из окна то ли выпрыгнул, то ли был выброшен один из сотрудников банка «Родовид» Геннадий Пискун. Который, по словам следователей, был непосредственно замешан в афере с участием Артура Палатного, а именно: в 2009 году в банке был взят кредит на сумму 5,25 миллиона долларов под залог… имущества ресторана «Дежавю». Напомним, что сам ресторан арендует помещение у фирмы Палатного же ЗАО «Театральное», а потому залогом могли служить только мебель да посуда. После этого залог был изменен: его поменяли на земельный участок в Киевской области, документы на который оказались поддельными. И дело могло закончиться для Палатного весьма печально, если бы Пискун не вылетел в окно, унося с собою всю подробную информацию об афере. В итоге дело замяли.

Артур Палатный

Ну а «УДАР» во главе с Виталием Кличко и идущим под 9-м номером Артуром Палатным, в 2012 году успешно прошел в Раду с результатом почти 14%. Виктор Янукович даже пригласил «Удар» к сотрудничеству, и что интересно, Артур Палатный был не против этого – словно понимая, что какая-нибудь министерская квота в этом случае достанется скорее ему, чем его другу Виталику, долго и задумчиво «смотрящего в завтрашний день». Но на тот момент силы, оппозиционно настроенные к власти, крепко держали за веревочки не только Кличко, но и многих других членов его фракции. А в следующем, 2013-м году, потеря такого важного покровителя, как генерал СБУ Деревянко, поссорила с «режимом Януковича» и Палатного.

Впрочем, в ходе начавшего затем второго Майдана, Артур Палатный немало поспособствовал тому, чтобы удержать своего друга Виталия Кличко от попыток реально возглавить протесты. Сообщалось, что Палатный продолжал неофициально контактировать с рядом политиков: не «донецкими», но тоже настроенных против Майдана, таким как Виктор Медведчук. Через Палатного таким образом воздействовали на Кличко: сначала чтобы уговорить его подписывать с Януковичем политические перемирия, а после чтобы намекнуть ему, что он может стать новым президентом Украины, если займет нейтралитет в отношении России. Поэтому роль Кличко (и стоящего за его спиной Палатного) во время Майдана носила такой себе миротворческий характер: он постоянно призывал протестующих уняться и согласится на переговоры с властью – за что однажды и был «обдут» из огнетушителя. А еще Палатный и Кличко отметились тем, что договорились с «Беркутом» и протестующими о потешном постановочном столкновении для видео – чем превратили Майдан в фарс.

О том, что «революция достоинства» ничуть не заставила Артура Палатного порвать со своим прошлым, которое он спокойно пронес «в завтрашний день», красноречиво продемонстрировал его 41-й день рождения, пышно отпразднованный 15 июля 2014 года в ресторане «Дежавю». Поздравить уважаемого человека заявилась целая толпа дорогих гостей: депутаты Партии Регионов и сотники Майдана, силовики и уголовные авторитеты. Одним из первых на Лексусе LS600HL прикатил генерал Деревянко, а следом на 600-м «мерсе» приехал председатель Службы внешней разведки Виктор Гвоздь. Со списком других друзей именинника можно ознакомиться ниже.

Особенно интересен в этом списке Павел Бурлаков – «шестерка» покойного Василия Джарты, которого, после смерти «хозяина», мало кто пускает даже в приёмную. Но, видать, Палатный не брезгует даже «шестерками».

Ну и весьма показателен Эльбрус Тедеев, как представитель киевских «спортсменов».

Еще двое хороших знакомых Палатного на это мероприятие не пришли. Его «старый кореш» еще с 90-х годов Антон Милявский, бывший член ОПГ «Киселя», а ныне сам ставший авторитетом по прозвищу «Макс», наверное, постеснялся такого количества золотых погон. Однако известно, что Палатный и Милявский очень дружат, и в 2013 году сам Палатный гулял на дне рождения «Макса» всю ночь. Вторым является запорожский «смотрящий» Евгений Анисимов, за освобождение которого весной 2014-го из СИЗО хлопотал Палатный.

Но Палатный не только выручает из «зоны» своих «корешей», ещё одним его бизнесом стала торговля должностями и местами в партийном списке. Сообщалось, что за определенный взнос, причем не в казну партии, Палатный принял в «УДАР» Николая Бабенко, а затем поспособствовал ему в получении кресла председателя Киевского областного совета. А сразу после Майдана, Палатный договорился (не бесплатно) о назначении Владимира Шандры губернатором Киевской области. Источники сообщали, что для этого Палатный задействовал свои связи с Игорем Кривецким – депутатом от «Свободы» и известным в криминальных кругах Львова под кличкой «Пупс». Кривецкий, организовавший во время Майдана несколько сотен Самообороны, имел возможность кое-что «попросить» от Турчинова – и он использовал её, тоже не бесплатно. Однако после вливания «УДАРа» в состав Блока Порошенко, возможности Палатного подзаработать торговлей местами в партийных списках и чиновничьими портфелями резко упала.

Тем не менее, Артур Палатный занял рьяно пропрезидентскую позицию: он выступал за отставку правительства Яценюка, он называл «террористами» крайне правых экстремистов, и он также требовал недопущения социальных митингов левых. А депутатам от БПП Мустафе Найему и Сергею Лещенко, начавших критиковать Порошенко, он порекомендовал выйти из фракции. Но главным образом в «политической борьбе» Артур Палатный отличился в очередной истории с подконтрольным ему «Укрнетом», который не только отфильтровывает «антипрезидентские» новости и ссылки, но и, возможно, вскрывает почту оппозиционеров. По крайней мере, среди пользователей украинского Интернета сейчас ходят «дружеские советы» о том, что письма с политическим содержанием лучше не высылать на почтовые серверы «Укрнета».

Теги
Компромат
Декларация
Палатный_Артур_Леонидович